На протяжении уже нескольких лет на территории Архангельской области увеличивается количество уголовных дел, связанных с хищением денежных средств при помощи информационно-телекоммуникационных технологий, то есть при помощи средств мобильной связи или интернет ресурсов.
Не смотря на принимаемые меры профилактического характера оперативная обстановка остается сложной.
В 2020 году в Онежском районе зарегистрировано 82 (в 2019 — 70) преступления в сфере IT-технологий.
В 2021 году уже зарегистрировано 32 преступления в сфере IT-технологий.
Личность мошенника значительно отличается от личности других преступников, в большинстве своем мошенники обладают хитрым, изворотливым умом, актерскими способностями, ими используются любые возможные способы обмана или злоупотребления доверием простых граждан. Они стремятся внушить своим потенциальным жертвам чувство полного доверия и лишь после этого приступают к непосредственному обману.
Что может быть орудием преступления в руках мошенников?
Сейчас у граждан в пользовании находятся смартфоны, планшеты, ноутбуки, которые подключены к сети интернет и в которых установлены онлайн приложения различных банков, которые позволяют осуществлять переводы денежных средств с карты на карту. Зачастую граждане не перезванивают своим близких и знакомым и переводят денежные средства не убедивших в правильности своих действий.
— Телефон (Телефонное мошенничество). В руках мошенников простой мобильный телефон является орудием (средством) совершения преступления. Их цель завладеть денежными средствами. Так мошенники звонят на стационарные или мобильные телефоны потерпевших, представляются их знакомыми, родственниками, сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками службы безопасности банка и путем обмана вымогают денежные средства. Одной из причин совершения данных преступлений, является то, что мошенники застают граждан врасплох не давая им времени и возможности справиться с переживанием и успокоится, подумать и созвониться со своими родственниками. С этой целью злоумышленники постоянно находятся на связи со своей «жертвой», отвлекая ее различными разговорами и советами внушая чувство полного доверия.
—SMS-просьба. Абонент получает на мобильный телефон, в социальной сети, например, в «Вконтакте» сообщение «Мам, у меня проблемы, положи 1000 рублей на №…», «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если он недоступен, положи определенную сумму денег. Потом все объясню» или «Мам дай в долг 5000 рублей».
-Хищение денежных средств с банковских карт. На сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована либо заявка на перевод определенной денежной суммы получена, и ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код, которые приходят в смс сообщении якобы для ее регистрации. Получив реквизиты пластиковой карты, злоумышленники переводят денежные средства на номер своего телефона. Либо под предлогом разблокирования банковской карты «подводят» потерпевшего к банкомату и под видом введения «кода» (абонентских номеров злоумышленников) перечисляют денежные средства потерпевших на указанные абонентские номера.
В это время мошенники постоянно находятся на связи с гражданином, не дают ему опомнится, позвонить близким.
Розыгрыш призов и предоставления кредитов на выгодных условиях. В этом случае мошенник звонит на мобильный телефон абонента представляется ведущим популярной радиостанции, поздравляет его с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией, также представляются сотрудником банка и говорят, что заявителю предложен кредит на очень выгодных условиях. Затем сообщает, что для того, чтобы получить приз необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному номеру. Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела» «банка» и подробно объясняет условия игры (кредита): просит представиться и назвать год рождения, грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок) и предлагает перечислить 13% от стоимости приза на абонентский номер путем использования систем оплаты «Киви-кошелек» или «Мобильный кошелек». Затем мошенник объясняет, что при поступлении платежа на указанный номер, призовой отдел присваивает ему персональный номер «победителя», с которым гражданин должен ехать за призом, либо приз будет выслан ему по почте.
ОМВД России по Онежскому району в очередной раз призывает граждан быть бдительными и обратить внимание на следующее:
— При получении сообщений от своих знакомых, родственников с просьбой перевести им денежные средства, или о возможности получения денежных выплат в первую очередь созвонитесь и убедитесь, что именно Ваш знакомый просит о помощи.
— При вводе личной информации (в особенности данные электронной почты, абонентские номера, ФИО, банковские реквизиты) либо намерении совершить покупку, заранее проверьте дату создания сайта, используя бесплатные Whois-сервисы (например 2ip.ru), где по адресу сайта можно установить информацию о владельце домена и дату его регистрации (сайты размещенные мошенниками и сайты-фальшивки имеют как правило небольшой «возраст»)
— С недоверием относитесь к ссылкам в публикациях, посвященным скидкам, а также не переходите по ссылкам, обещающим денежное вознаграждение за совершение простейших действий, связанных с совершением звонков, направлением смс-сообщений, вводом персональных данных, перечислением денежных средств с обещанием их преумножить.
— Никому и никогда, ни при каких обстоятельствах не сообщайте код подтверждения операции по переводу денежных средств, поступивший в смс-сообщении, так как никакая организация не станет просить Вас сообщить данный код – это мошенники.
— Если звонивший представился представителем банка, ни в коем случае не сообщайте информацию о Вашей карте или счете, обратитесь в ближайшее отделение банка.
ОМВД России по Онежскому району